Новые правила сдачи экзамена ГИБДД на права в 2021 году

С 1 апреля вступил в силу новый Административный регламент ГИБДД, а также были изменены Правила проведения экзаменов. Процедура приема экзаменов претерпела значительные изменения. В частности, обновленным регламентом и новой версией Правил были введены дополнительные упражнения для кандидатов в водители, изменен порядок сдачи практической части экзамена, обновлена таблица нарушений, за которые начисляются штрафные баллы и т. д. Об этих и других изменения в Правилах сдачи экзаменов ГИБДД поговорим в данной статье.

Правила сдачи экзаменов ГИБДД

Экзамен для получения водительских прав

1 апреля вступили в силу новые версии двух нормативно-правовых актов, непосредственно относящихся к проведению процедуры сдачи экзаменов ГИБДД. Изменения коснулись:

  • «Правил проведения экзаменов на управление ТС» (утверждены Постановлением Правительства РФ № 1097 с доп. и изм. на 01.04.2021);
  • Внутреннего Административного регламента МВД (утвержден Приказом МВД № 80).

По заявлению представителей ведомства, целью изменений является повышение уровня подготовки водителей-новичков. По статистике за 2016 год было зафиксирован почти 12 тыс. ДТП с участием водителей, чей стаж вождения составлял менее 2 лет. В данных авариях погибло 1154 человека, пострадало – почти 17 тыс. человек. Основная причина этой ужасной статистики – низкий уровень подготовки начинающих водителей. Не нужно забывать, что все они успешно сдали экзамен ГИБДД, проводившийся по старым правилам. Поэтому изменение порядка проведения экзамена в сторону ужесточения было неизбежным.

Еще одна причина для внесения изменений в Правила сдачи и Административный регламент – попытка сделать процедуру более прозрачной и снизить коррупционную составляющую. С этой целью были введены полная видеофиксация процесса сдачи экзамена и допуск наблюдателей в салон автомобиля во время испытаний.

Теоретическая часть экзамена

Во время обсуждения возможных нововведений предлагалось увеличить число вопросов в экзамене. Однако по итогу теоретическая часть не претерпела существенных изменений – кандидат по-прежнему должен за 30 минут ответить на 20 вопросов, разбитых на 4 тематических блока. После каждой ошибки экзаменуемому дополнительно назначается 5 вопросов соответствующего тематического блока. Всего можно допустить не более 2 ошибок в ходе проведения теоретической части экзамена.

Справка

В дальнейшем планируется изменить и теоретическую часть экзамена в сторону ужесточения.

Изменения в практической части экзамена

Наиболее масштабные новшества коснулись практической части экзамена. При этом при сдаче экзамена на категории легких транспортных средств («A», «M», «A1», «B1») изменения не были столь существенными. А вот для остальных категорий, включая «B», введенные изменения можно назвать глобальными.

Отмена площадки

Напомним, что ранее практическая часть состояла из двух основных этапов:

  • выполнения упражнений на площадке или закрытом автодроме;
  • вождения в городских условиях.

Согласно обновленным Правилам проведения экзаменов эти этапы объединены в один. Однако это не означает, что выполнять предусмотренные регламентом упражнения больше не нужно. Нововведение лишь отменило выполнение упражнений на площадке или автодроме – теперь водитель должен продемонстрировать, что овладел первоначальными навыками вождения, на обычной дороге. Для выполнения упражнений рекомендуется использовать улицы с низкой интенсивностью движением, тупики и т. д. Но и из этого правила сделано исключение – если экзаменационное подразделение расположено в густонаселенной местности с большой интенсивностью движения, то для проверки навыков допускается использование закрытой площадки. Так что для некоторых подразделений ГИБДД ситуация никак не изменится – часть экзамена как проходила на площадке, так и будет проходить. В целом, можно отметить, что была отменена лишь обязательность проведения части испытаний на площадке, вместо нее теперь можно использовать любое удобное место.

Важно

Площадка не была отменена при проведении экзаменов на категории «A», «M», «A1», «B1». Сдача всего практического экзамена  на данные категории по-прежнему проводится на площадке или автодроме.

Проверка навыков управления ТС (обязательные упражнения)

Экзаменационный лист

Были изменены и обязательные упражнения, которые раньше выполнялись на площадке. При сдаче экзаменов на категории «B», «C», «D» и их подкатегории теперь необходимо выполнить следующие упражнения:

  • парковка задним ходом с разворотом на 90 ° перпендикулярно краю проезжей части;
  • «параллельная парковка» с использованием заднего хода;
  • разворот в ограниченном пространстве с использованием заднего хода;
  • эстакада или «горка» – остановка и начало движения на подъеме и спуске.

Несмотря на то, что суть упражнений осталась прежней, изменились детали выполнения и оценивания. Например, теперь при выполнении маневра «Парковка задним ходом» разрешено, чтобы боковые зеркала находились за линией разметки, также разрешается повторное использование заднего хода, в отличие от старого упражнения «Въезд в бокс задним ходом».

Обратите внимание

Невыполнение маневра или совершение ошибки при выполнении по-прежнему оценивается в 3 штрафных балла. Если с первого раза у кандидата не получилось выполнить маневр, он обязан его повторить. Новая ошибка автоматически приводит к провалу экзамена.

Также в ходе вождения в городских условиях кандидат должен выполнить 7 обязательных маневров. В их число входят:

  • левые и правые повороты;
  • проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог;
  • обгон (опережение);
  • движение с максимально допустимой скоростью;
  • проезд пешеходного переходаНовый регламент сдачи экзаменов в ГИБДД в 2021 году. Изменения в правилах сдачи ПДД и навыков вождения автомобиля для получения водительского удостоверения. и остановок общественного транспорта;
  • торможение и остановка в различных скоростных режимах;
  • парковка параллельно дорожному полотну направлением вперед.

При наличии возможности кандидат в водители должен дополнительно выполнить следующие маневры:

  • проезд регулируемого перекрестка;
  • проезд перекрестка равнозначных дорог;
  • проезд ж/д переезда;
  • перестроение на дороге с двумя или более полосами попутного направления.

Таким образом, при сдаче на права категории «B» кандидат при возможности должен выполнить 15 упражнений:

  • 4 при демонстрации первичных навыков управления;
  • 7 обязательных маневров;
  • 4 дополнительных маневра при их наличии на маршруте.

Упражнения для сдачи экзаменов на категории «A», «M», «A1» остались прежними. Кандидатам нужно выполнить следующие упражнения:

  • «габаритный коридор»;
  • передвижение задним ходом с заглушенным мотором;
  • маневрирование на малой скорости;
  • скоростное маневрирование;
  • торможение и остановка в различных скоростных режимах;
  • движение в ограниченном пространстве.

Обязательные маневры для категории «B1» фактически совместили обе программы – при сдаче экзамена на квадрицикл и трицикл нужно выполнить упражнения, предусмотренные и для мототранспорта, и для легковых автомобилей.

Сдача экзамена на права в ГИБДД

Отмена маршрутов

Второе важное изменение в практической части экзамена – отмена маршрутов. Напомним, что по старым правилам кандидаты в водители во время практической части экзамена должны были проехать маршрут, определенный заранее. Это приводило к тому, что в автошколе курсантов натаскивали на вождение по нескольким возможным маршрутам. Вызубрить все возможные маневры, запомнить повороты, дорожные знаки и разметку на одном определенном маршруте или нескольких из них несложно. Но на практике умению водить в городских условиях выпускникам приходилось уже после успешной сдачи экзамена и получения прав.

Теперь выпускникам автошкол перед проведением экзамена будет сообщаться лишь перечень улиц и территорий, на которых он будет проходить. Непосредственно сам маршрут будет определяться экзаменатором уже во время испытания, поэтому узнать заранее его нельзя. При выборе маршрута экзаменатор будет ориентироваться на загруженность дорог, возможность выполнения отдельных маневров и т. д.

Предельная продолжительность экзаменов

Изменилась и регламентированная продолжительность экзамена. Теперь он может длиться не более 30 минут и может закончиться раньше, если курсант выполнил все маневры. Если же во время испытания кандидат в водители не успел выполнить все предусмотренные программой маневры, экзамен будет продолжен до того момента, пока кандидат не выполнит все предписанные маневры. На подготовку к проверке также выделено определенное время – не более 20 минут.

Важно

Данные изменения должны привести к значительному увеличению времени прохождения практической части экзамена.

Что касается категорий «A», «M», «A1», «B1», то для проведения практического экзамена также была установлена предельная продолжительность:

  • не более 12 минут – для подкатегории «B1»;
  • не более 3,5 минут –для «A», «M», «A1».

Предельные периоды на данные категории вождения не включают в себя время, затраченное на проезд между зонами выполнения упражнений.

Изменение таблицы начисления штрафных баллов за ошибки

Еще одно масштабное изменение коснулось системы оценок ошибок водителей и начисления за них штрафных баллов. Напомним, что ранее начисление штрафных баллов осуществлялось по следующим правилам:

  • мелкие ошибки – 1 штрафной балл;
  • средние ошибки – 3 штрафных балла;
  • грубые ошибки – 5 штрафных баллов.

Если испытуемый набирал 5 штрафных баллов и более, экзамен считался проваленным. Недостатком данной системы оценки являлось то, что некоторые нарушения не были ею регламентированы. Например, экзаменатор не мог начислить штрафные баллы за использование мобильного телефона во время движения.

Нововведения в оценке упражнений изменили систему начисления штрафных баллов. Целью изменений также является повышение безопасности вождение – чем серьезнее ему угрожает ошибка водителя, тем в больших баллах она оценивается. Все ошибки теперь разделены на 4 категории:

  • мелкие – 1 балл;
  • средние – 2 балла;
  • крупные – 3 балла;
  • грубые – 5 баллов.

Максимально допустимое количество штрафных баллов – 5. То есть совершив одну из грубых ошибок, кандидат сразу получает оценку «Не сдал». Именно таким образом, например, сейчас оценивается непристегнутый ремень безопасности при начале движения (раньше за такое нарушение начисляли 3 штрафных балла).

Таблица штрафных баллов при проведении экзаменов на категории «B» «C» «D» и их подкатегорий.

Количество штрафных балловОшибки
1 балл
  • Несвоевременное использование поворотников;
  • Неправильная оценка дорожной ситуации;
  • Неуверенное вождение;
  • Иные нарушения ПДД.
2 балла
  • Не выполнил требования дорожной разметки (кроме 1.1, 1.3, 1.12);
  • Движение с неоправданно низкой скоростью;
  • Нарушил правила использования клаксона или фар;
  • Неправильно расположил ТС на проезжей части.
3 балла
  • Выезд на пересечение дорог при заторе;
  • Нарушение правил остановки (стоянки);
  • Не использовал поворотные сигналы при совершении маневра;
  • Не снизил скорость (не остановился) при необходимости;
  • Нарушил правила перевозки пассажиров, использования аварийной сигнализации и знака аварийной остановки;
  • Невыполнение указаний экзаменатора;
  • Совершил ошибку при выполнении обязательных упражнений.
5 баллов (оценка «Не сдал»)
  • Не пристегнут ремень безопасности во время движения;
  • Совершил действия (бездействовал), из-за чего экзаменатор был вынужден вмешаться в процесс управления ТС для предупреждения ДТП;
  • Не уступил дорогу ТС или пешеходам, имеющим преимущество;
  • Выезд на встречный путь или встречные трамвайные пути;
  • Проезд на красный свет или запрещающий жест регулировщика;
  • Использование телефона во время движения;
  • Пересек стоп-линию при остановке перед перекрестком;
  • Нарушение требований предписывающих и запрещающих знаков, знаков приоритета и особых предписаний, дорожной разметки 1.1 и 1.3;
  • Нарушение правил обгона, поворота, разворота, движения задним ходом, проезда ж\д переездов;
  • Превысил максимальную скорость.

Экзаменатор находится на правом сидении

Если раньше справа от водителя располагался автоинструктор, у которого ученик проходил обучение в автошколе, то теперь это место отдано экзаменатору, то есть сотруднику Госавтоинспекции. Инструктор может находиться в машине на заднем сидении.

Допуск наблюдателей во время экзамена

Теперь официально разрешено нахождение в автомобиле не только самого экзаменатора, но и посторонних лиц, например, других кандидатов в водители, представителей общественности или МВД. Это сделано с целью сделать процедуру сдачи экзаменов более прозрачной – наблюдатели могут свидетельствовать в пользу кандидата в случае возникновения подобной необходимости. Допуск наблюдателей осуществляется лишь с согласия экзаменуемого. Однако нужно учитывать, что водитель несет ответственность за пассажиров. Нарушение правил их перевозки также наказывается штрафными баллами.

Автомобиль для сдачи экзамена

Еще одно изменение коснулось автомобилей, на которых сдается практическая часть экзамена. Теперь официально можно использовать транспортные средства автошколы, в которых обучались кандидаты в водители. Также экзамен может проводиться и на автомобиле ГИБДД.

Видеофиксация

Весь процесс сдачи экзамена теперь будет фиксироваться на видео. При этом камеры будут расположены не только внутри автомобиля, но и снаружи. Данная мера призвана сделать процедуру более объективной – теперь у кандидатов, проваливших испытания, будет больше шансов доказать необъективность экзаменатора. Кроме того, с помощью видеоаппаратуры будет проверяться личность экзаменуемого перед экзаменом – он должен будет показать в камеру свои документы и назвать свое имя. Также в салоне автомобиля должна быть и звукозаписывающая аппаратура.

Регламентом уточнена и продолжительность хранения видеозаписей испытаний. В течение 1 суток после проведения экзамена запись должна быть перенесена на электронный носитель. Храниться она должна не менее 1 месяца с даты проведения экзамена.

Другие изменения в правилах сдачи экзамена ГИБДД

Отделение ГИБДД

Новым регламентом сдачи экзамена ГИБДД были введены дополнительные изменения, в том числе и технического характера, не касающиеся непосредственно самой процедуры проведения экзамена.

Подача документов на участие в экзамене

Небольшие изменения были внесены в процедуру подачи документов на участие в экзамене. Теперь заполнять заявление и распечатывать его будет сотрудник МРЭО ГИБДД. Заявителю необходимо лишь предоставить документы, изучить распечатанное заявление и оставить в нем свою подпись.

Возраст сдачи экзамена

Минимально разрешенный возраст сдачи экзамена ГИБДД для категории B теперь установлен в 17 лет, обучаться можно с 16 лет, получить водительское удостоверение – в 18 лет.

В дальнейшем планируется разрешить выдачу прав и вождение автомобиля с 17 лет. Но водить автомобиль можно будет только с наставником, имеющим стаж не менее 3 лет. Пока что данные изменения остаются в качестве предложения, но вполне вероятно они будут приняты.

Порядок подачи протеста на результаты экзамена

При несогласии кандидата с результатами экзамена он может опротестовать их в досудебном порядке. Для этого необходимо подать жалобу на имя вышестоящего начальника – руководителя экзаменационного подразделения. Если кандидат опротестовывает его решение, жалобу необходимо подавать на имя руководителя районного (регионального) подразделения.

Жалоба должна быть рассмотрена в срок до 15 дней комиссией, состоящей из 3 человек. В первую очередь комиссия изучает видео и аудиозаписи, сделанные в ходе экзамена. При этом минимальный срок их хранения в случае подачи протеста увеличивается до 1 года. При положительном решении комиссии кандидату назначается новый экзамен (старые результаты не учитываются).

Правила пересдачи

Изменениями в Административном регламенте были уточнены сроки пересдачи экзамена. Пересдать теорию можно не ранее, чем через 7 и не позднее, чем через 30 дней после провала экзамена. Вторая пересдача проводится в эти же сроки. Если оба раза кандидат получил оценку «Не сдал», то третий раз участвовать в экзамене можно не раньше, чем через 1 месяц и не позднее, чем через 3 месяца.

Для участников, не справившихся с практическим экзаменом, установлены следующие сроки пересдачи:

  • первая и вторая пересдача – в срок от 7 дней до 2 месяцев;
  • третья и последующие пересдачи – в срок от 1 до 3 месяцев.

Важно

Сдавать практический экзамен можно в срок до полугода с момента успешной сдачи теории. Если кандидат пропустил данный срок, ему придется сдавать теорию заново.

Аннулирование результатов экзамена

Были уточнены и основания для аннулирования результата экзаменов. Теперь результаты могут быть объявлены недействительными:

  • в случае смерти кандидата;
  • по заявлению кандидата;
  • при выяснении, что документы, необходимые для доступа к экзамену, оказались поддельными;
  • если будет выявлено, что кандидат не имел удостоверения иностранного образца;
  • если выяснится, что в ходе экзамена были нарушены правила их проведения.

Новые правила проведения экзамена ГИБДД значительно осложнили процедуру их сдачи. И наверняка можно сказать, что дальнейшее усложнение практически неизбежно. Как уже говорилось, в дальнейшем планируется изменить условия проведения теоретического экзамена, правила проведения которого последними изменения фактически не были затронуты. Вероятнее всего, количество обязательных вопросов в тесте увеличится. Возможно, произойдет и корректировка правил проведения практической части после изучения представителями МВД практики сдачи экзаменов по новым правилам.

2021-05-18T16:02:23+03:00

Leave A Comment

Контактная информация

ул. Кржижановского, 13 к 1

Phone: +7(495)128-17-77

Звоните по любым вопросам:
Пн-Вс: 09:00 — 21:00

Без перерывов!

4.92 / 136 голосов